Что мы понимаем под словом процесс.
Процесс — это какое-то действие, исполнение каких-то команд, которые приводят к определенному состоянию объекта или предмета.
Например: действия на уроке тоже можно назвать процессом, а именно процессом обучения.
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. ФГОС. Урок 3. Информационные процессы.
Процесс обучения можно назвать информационным, так как учащиеся находятся во взаимодействии с учителем, который умело их направляет на выполнение заданий самостоятельно или взаимодействия друг с другом получают информацию из учебников, интернете и из других источников.
Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации называют информационными процессами.
В жизни часто приходится выполнять разные информационные процессы.
Задача: Нужно подготовиться к классному часу, найти и собрать информацию о гербах нашей Родины в разные исторические времена.
Какие информационные процессы необходимо для этого выполнить?
- Сначала необходимо найти и собрать нужную информацию.
- Затем её надо обработать, т.е. выбрать информацию по теме, изложить соблюдая историческую хронологию событий.
- Далее сохранить текстовую информацию о гербах с соответствующими картинками в отдельный файл.
- Затем нужно подумать как её можно представить на уроке в виде презентации, доклада или реферата, обработать её при помощи компьютерной программы.
- И в конце передать все собранную информацию своим одноклассникам.
Выделим следующие основные информационные процессы.
- Сбор информации.
- Представление информации
- Обработка информации
- Хранение информации
- Передача информации
Сбор информации в повседневной жизни происходит каждый день практически у всех людей. школьнику нужно написать сочинение о какой-то профессии.
Как он может собрать информацию для такого сочинения. Сходить на экскурсию, поговорить с соседом профессия которого ему интересна, расспросить родителей, пообщаться в интернете, заглянуть в энциклопедию.
Метеорологу нужно своевременно передать данные о погоде.
Для сбора информации ему необходимо снять данные с приборов, зафиксировать их в определенное время. Метеорологу нужно не просто прочитать информацию, а еще нужно уметь пользоваться различными приборами, которые выдают сведения о температуре, осадках, атмосферном давлении, влажности воздуха, скорости и направлении ветра.
Важно что, ценность собранной информации состоит в том, что она служит источником новых знаний о различных объектах, о людях и их профессиях, о явлениях природы, об открытиях и новостях и об окружающем мире в целом.
Любую информацию собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов с помощью каких то действий или через выполнение заранее распланированной работы человек должен своевременно обрабатывать.
Зазвонил телефон — вы получили информацию.
На улице слышна сирена пожарного автомобиля — снова информация.
Почувствовали запах газа — информация о немедленном реагировании.
Учитель объясняет урок — новая информация которая несет определенные знания.
Такая информация называется входной.
Выходная информация это информация которую уже осмыслили, обработали и принялись за определенные действия.
Ответили однокласснику по телефону.
Сирена пожарного автомобиля поведала что где-то срочно нужна помощь.
Запах газа заставил вас срочно побежать на кухню.
Учитель после объяснения нового материала стал задавать вам вопросы на понимание, а вы отвечали.
Ткам образом обработка информации это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.
Выделяют два типа обработки информации
- Обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации.
- Обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.
К первому типу обработки информации относятся: преобразование её по правилам, по формулам, по алгоритму, с помощью анализа информационной модели или логического рассуждения, обобщения и прочее.
Например на уроке географии необходимо найти, выбрать и обработать информацию связанную с размерами и количеством материков и океанов т.е суши и воды на земле. Затем представить её визуально в виде круговой диаграммы. Это будет только входная информация. Когда вы выполните задание до конца это будет уже выходная информация. Известно что вода на нашей планете занимает большую территорию, а суша меньшую. Вам необходимо узнать истинные данные обсчитать их, сравнить в процентном соотношении и изобразить при помощи круговой диаграммы или гистограммы.
Данную информация вы будет преобразовывать при помощи математических правил и формул. С помощью анализа и сравнительной характеристики поэтому её мы отнесем к первому типу обработки информации.
Ко второму типу обработки информации можно отнести:
структурирование — организация информации по какому-то правилу, которое связывает уё ы единое целое.
кодирование — переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации.
Отбор информации — требуемый для решения некоторой задачи из информационного массива
В школьных учебниках больше информации представлено в форме текста на естественном языке. Но очень удобно когда вместо двух или более страниц текстовой информации представлена какая — то модель. например: Графическая схема или граф. Это позволяет представить изучаемый материал в общих главных чертах, структурировать его, показать связи между отдельными частями и визуально охватить большой объем информации.
Граф состоит из вершин связанных линиями. Вершины графа могут изображаться точками, кругами и другими графическими примитивами. Линии связывающие вершины могут быть со стрелками их называют дугами и без них т.е. без стрелок это ребра. Например: типы обработки информации можно представить с помощью вот такого графа, который использован в учебники информатики.

Компьютер в наше время самый главный помощник человека. Он позволяет например на основании результатов каких-то измерений построить диаграммы и графики дающее наглядное представление о соотношениях величин и зависимости свойств в изучаемых предметах процессах явлениях. позволяет создавать интерактивные модели, визуализировать разную информацию, представить её в удобной форме и многое другое.