Информатика. 11 класс. Поляков К.Ю. § 6. Модели и моделирование
25. Приведите примеры детерминированных и вероятностных игровых моделей.
Ответ
Детерминированные игровые модели
Детерминированные игровые модели — это модели, в которых исход игры полностью определяется действиями участников без участия случайных факторов. Если известны стратегии всех игроков, можно точно предсказать результат игры.
Примеры детерминированных игровых моделей:
- Шахматы:
- Шахматы — классический пример детерминированной игры. Все действия строго определены, и исход игры зависит только от выбранных стратегий и решений двух игроков. Здесь нет случайности — каждая позиция на доске полностью определяется предыдущими ходами.
- Шашки:
- Как и в шахматах, игра в шашки имеет фиксированные правила и предсказуемый исход, если известны все ходы. Все возможные действия определены заранее, и случайность не влияет на игровой процесс.
- Теоретическая игра «Дилемма заключённого» (в классическом варианте):
- Если игроки выбирают свои действия без какого-либо элемента случайности (например, всегда выбирают либо сотрудничество, либо предательство), игра становится детерминированной. В этом случае можно точно предсказать исход на основе выбранных стратегий.
Вероятностные игровые модели
Вероятностные игровые модели — это модели, в которых результат игры зависит не только от действий участников, но и от случайных факторов. Такие игры включают элементы случайности, которые могут существенно влиять на исход игры.
Примеры вероятностных игровых моделей:
- Покер:
- Покер — это игра с элементом случайности, поскольку исход зависит как от стратегий игроков, так и от случайного распределения карт. Игроки принимают решения на основе неполной информации и вероятностных оценок, что делает игру вероятностной.
- Монополия:
- В «Монополии» исход игры зависит не только от стратегий игроков, но и от случайного броска кубиков, который определяет передвижение по игровому полю. Здесь случайность влияет на то, куда попадёт игрок, и на какие действия он должен будет пойти.
- Игра «Сапёр»:
- В компьютерной игре «Сапёр» игрок открывает клетки на поле, под которыми могут находиться мины. Исход игры зависит как от действий игрока, так и от случайного распределения мин на поле.
- Рулетка:
- В казино рулетка — это пример вероятностной игры, где исход зависит от случайного выпадения числа или цвета после вращения колеса.
Заключение
Детерминированные игровые модели имеют предсказуемые исходы, если известны все действия игроков. Вероятностные модели включают элементы случайности, что делает исход игры менее предсказуемым и зависящим от вероятностей. Оба типа моделей используются в различных контекстах, от настольных и компьютерных игр до сложных теоретических и прикладных задач.