Приведите примеры хорошо и плохо поставленных задач (кроме тех, что даны в учебнике).

Информатика-11-класс-Поляков

Информатика. 11 класс. Углубленный уровень. В 2 ч. Поляков К.Ю., Еремин Е.А. § 8. Этапы моделирования


3. Приведите примеры хорошо и плохо поставленных задач (кроме тех, что даны в учебнике).

Ответ

Вот примеры хорошо и плохо поставленных задач, которые помогут лучше понять различия между ними.

Пример 1: Математическая задача

  • Хорошо поставленная задача:

Найти корни уравнения 2x + 3 = 7.

Почему хорошо поставлена:

  • Условия задачи чёткие и однозначные.
  • Решение существует: x = 2.
  • Решение однозначное.
  • Устойчивость: малые изменения в коэффициентах уравнения приведут к малым изменениям решения.
  • Плохо поставленная задача:

Найти красивое число, которое решает уравнение 2x + 3 = 7.

Почему плохо поставлена:

  • Условие «красивое число» не определено. Оно субъективное и не имеет математического смысла.
  • Из-за неопределённости задачи может быть множество решений, неясно, какое именно требуется.

Пример 2: Задача по информатике

  • Хорошо поставленная задача:

Написать программу, которая находит максимальное число в массиве целых чисел длиной n, где n заранее известно.

Почему хорошо поставлена:

  • Условия задачи ясны: необходимо найти максимальное значение в массиве, чётко указана структура данных и параметры.
  • Решение существует и однозначное (существует одно максимальное число).
  • Устойчивость задачи: малые изменения в значениях элементов массива влияют на решение соответствующим образом.
  • Плохо поставленная задача:

Написать программу для работы с массивом данных.

Почему плохо поставлена:

  • Условие неопределённое: не указано, какие операции с массивом нужно выполнить (найти максимальное значение, отсортировать и т.д.).
  • Неясно, какие данные содержатся в массиве (целые числа, строки или что-то другое), не указаны ограничения на длину массива.
  • Задача допускает множество решений, так как отсутствуют конкретные требования.

Пример 3: Задача из физики

  • Хорошо поставленная задача:

Рассчитать время падения тела с высоты 100 метров при отсутствии сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения g = 9.8 м/с2.

Почему хорошо поставлена:

  • Все условия задачи чётко заданы: высота, ускорение, отсутствие сопротивления.
  • Решение существует и его можно найти с помощью известных формул.
  • Результат однозначен (одно время падения).
  • Плохо поставленная задача:

Рассчитать, как быстро упадёт объект.

Почему плохо поставлена:

  • Не указаны точные параметры задачи: неизвестна высота, объект, условия среды (сопротивление воздуха, сила тяжести на Земле или другом объекте и т.д.).
  • Отсутствие конкретных данных делает задачу неоднозначной и нерешаемой без дополнительных уточнений.

Пример 4: Задача из повседневной жизни

  • Хорошо поставленная задача:

Спланировать маршрут из дома до работы с учётом минимального времени в пути. Доступны общественный транспорт и пешие маршруты.

Почему хорошо поставлена:

  • Чётко определена цель (минимальное время в пути).
  • Указаны допустимые виды транспорта.
  • Задача имеет решение: можно проанализировать варианты маршрута и выбрать оптимальный по времени.
  • Плохо поставленная задача:

Найти лучший маршрут до работы.

Почему плохо поставлена:

  • Неопределённо, что подразумевается под «лучшим»: минимальное время в пути, минимальные затраты или, возможно, наиболее живописный маршрут?
  • Не указаны условия для выбора: каким транспортом можно пользоваться, есть ли ограничения по времени или расстоянию.

Вывод:

Хорошо поставленная задача — это чётко сформулированная задача с ясными условиями, в которой известно, что решение существует и оно однозначное. Плохо поставленная задача содержит неопределённости, противоречия или неполные данные, что делает её нерешаемой или многозначной без дополнительных уточнений.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: